Leave a comment

Всероссийская конференция в МПГУ

13-14 ноября в МПГУ прошла  с международным участием, организатором которой выступил Институт детства. 

.

.

Программа конференции была насыщенной и затрагивала вопросы обучения, воспитания и реабилитации детей после кохлеарной имплантации и детей с ОВЗ, которые получают образование в массовой школе,  а так же вопросы ранней помощи.

Данное мероприятие собрало более 500 участников из разных регионов России, а также зарубежных гостей. Обсуждаемые проблемы объединили как специалистов коррекционного, психолого-педагогического и медицинского профиля, директоров и завучей образовательных школ, методистов, руководителей служб ранней помощи, педагогов общеобразовательных школ и дошкольных образовательных организаций, научных сотрудников, преподавателей вузов, родителей, членов общественных организаций, так и начинающих специалистов – студентов.

В рамках конференции работа велась по трем актуальным направлениям.

1. «Стратегия развития инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»

В рамках пленарного заседания 13 ноября перед собравшимися выступила директор Института детства МПГУ к.п.н., доцент Т.А. Соловьева, которая обозначила основные направления работы конференции и темы для обсуждений и осветила некоторые вопросы современного инклюзивного образования. Также участники конференции смогли познакомиться с зарубежным опытом работы в области инклюзии и сотрудников дефектологического факультета Института детства.

Так, о специфике  решения вопросов доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в республике Казахстан говорила ведущий специалист отдела дополнительного образования департамента науки и образования Корпоративного фонда «University medical center», дочерней организации Назарбаев – университета и  внештатный логопед-дефектолог Министерства здравоохранения Республики Казахстан Т.С. Джаниева.  От имени К. Манске (д.ф.н., директора Института развития функциональных систем мозга в Гамбурге (Германия)) было зачитано приветствие участникам и освещены задачи учителя в области инклюзивного образования. Личным участием конференцию почтил Т. Каппоне, президент Голландского общества Януша Корчака, который на протяжении многих лет занимается вопросами гуманизации образования и воспитания, а также участвует в работе Международного интеграционного корчаковского лагеря «Наш Дом» под руководством д.п.н., профессора И.Д. Демаковой.

Второй день конференции был посвящен обсуждению насущных вопросов инклюзивного образования, а также опыту воспитательных и образовательных учреждений разных уровней.

2. «Образование и психолого-педагогическая реабилитация детей с кохлеарным имплантом»

К участникам конференции с приветственным словом обратилась заместитель министра образования и науки Российской Федерации Синюгина Татьяна Юрьевна.

Об организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе выступила представитель министерства образования и науки Сачко Юлия Михайловна – заведующая отделом координации деятельности специальных (коррекционных) учреждений для лиц с ОВЗ Министерства образования Московской области

С докладом выступили Леонгард Эмилия Ивановна, кандидат педагогических наук, один из старейших ученых-сурдопедагогов страны, Яхнина Елена Захаровна, профессором МПГУ. Докладчики раскрыли сложные вопросы взаимосвязи языкового контента реабилитационных занятий и когнитивного развития детей после кохлеарной имплантации, условия получения качественного образования обучающихся с кохлеарными имплантами, а так же проанализировали варианты образовательных маршрутов с учетом индивидуальных особенностей таких детей и актуальные проблемы качественного образования данной категории обучающихся с нарушениями слуха.

В докладе заведующей кафедрой дефектологического образования ОмГПУ (Омск) Четвериковой Татьяны Юрьевны были проанализированы состояния и перспективы слухо-речевого развития долингвальных имплантированных младших школьников в Омске и Омской области.

Особый интерес у присутствующих вызвали сообщения представителей ФГБУ «Центра реабилитации (для детей с нарушением слуха. В их докладах были раскрыты достижения аудиологии и смежных наук в области кохлеарной имплантации, подняты актуальные проблемы обеспечения по месту жительства сурдопедагогического сопровождения детей после операции (на первоначальном/запускающем этапе реабилитации) и перед определением образовательного маршрута; разработки алгоритма взаимодействия образовательных организаций и организаций здравоохранения.

Второй день конференции оказался более практикоориентированным – мастер-классы, практические методики и наработки представили педагоги из разных уголков России. Опытом сурдопедагогического сопровождения поделились учителя – Белая Н.А. (ГКОУ «Истринская школа-интернат для обучающихся ОВЗ»), Черкасова О.Н. (ГКОУ г. Москвы «СКОШИ им. К.А. Микаэльяна»), Надежкина М.О. (ГКОУ «Саранская ОШИ для детей с нарушениями слуха»), Щербинина И.В. (МБДОУ «Детский сад № 317» г. Ростов-на-Дону), Савина Е.В. (МБОУ «Центр образования № 25» г. Тулы).

Интерес у собравшихся вызвал мастер-класс «Адаптация кохлеарноимплантированных детей в коллективе сверстников», проведенный педагогом-психологом ГБОУ города Москвы «Школа № 1248».

Работа экспертной дискуссии прошла в заинтересованной атмосфере и была продуктивна.

3. «Развитие системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья».

В первый день работы прошло пленарное заседание на тему «Теоретические основы формирования и развития системы ранней помощи в России и за рубежом». Открылось оно приветственным словом представителя Министерства образования и науки Российской Федерации, затем  были заслушаны доклады: «Современный алгоритм направления детей с ОВЗ в образовательную организацию, представляющую услуги ранней психолого-педагогической помощи» Лазуренко С.Б., д.п.н., профессор ИКП РАО; «Особые дети в образовательной организации» Закрепина А.В., д.п.н. ИКП РАО; «Психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ» Стребелева Е.А., д.п.н., профессор ИКП РАО; «Вариативные стратегии психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка первых лет жизни с ОВЗ» Югова О. В., к.п.н., доцент кафедры логопедии ИСОиКР МГПУ; «Подготовка студентов к психолого-педагогическому сопровождению детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ» Головчиц Л.А., д.п.н., профессор МПГУ; «Формирование и совершенствование профессиональных компетенций специалистов системы ранней помощи» Микляева Н.В., к.п.н., профессор МПГУ.

В результате работы пленарного заседания были обобщены основные направления развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья:

  • стандартизация требований к службе ранней помощи и определение профессиональных компетенций специалистов;
  • развитие и совершенствование организационных форм ранней помощи;
  • подходы к индивидуализации психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ОВЗ;
  • психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ;
  • подготовка кадров к работе с детьми раннего и дошкольного возраста с ОВЗ.

После пленарного заседания работа продолжилась в форме круглого стола по теме «Современные формы организации психолого-педагогической помощи детям раннего возраста».

С докладами выступили специалисты, педагоги и руководители учреждений г. Москвы и Московской области, Самарской области, г. Рязани, г. Орла, г. Североморска,  республики Удмуртия.

Участники круглого стола отметили:

  • необходимость развития новых форм помощи и совершенствования содержания сопровождения детей раннего возраста в условиях служб ранней помощи, лекотек, групп кратковременного пребывания и т.д.;
  • целесообразность разработки и утверждения комплекса нормативно-правовых документов, регулирующих организационные формы и содержание работы в службах ранней помощи, компетенции специалистов;
  • необходимость совершенствования контроля качества развивающих и образовательных услуг для детей раннего возраста.

Во второй день конференции прошел круглый стол «Индивидуализация психолого-педагогической поддержки детей  раннего возраста» и два мастер-класса: по проектированию индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы для детей раннего и дошкольного возраста (проф. Н.В. Микляева, к.п.н.) и по организации экспериментариума детей с ОВЗ и родителей в условиях службы ранней помощи и лекотеки (магистр Института детства Т.А.Чудесникова). Также были заслушаны контекстные сообщения, продолжающие традиции служб ранней помощи в условиях ДОО, и подняты проблемные вопросы, касающиеся оптимизации их развития, обобщены экспертные мнения представителей разных регионов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *