Родителям

О раннем речевом развитии малыша

  • Как правильно оценить состояние речи своего малыша?
  • Как и когда ребенок должен заговорить?
  • В каких случаях стоит волноваться, а в каких просто подождать?
  • Как не пропустить момент, когда ребенку, возможно, понадобится помощь специалистов?

Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, которым не безразлично, каким вырастет их малыш.
Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. «Нас же никто не учил, — говорят они, — и логопедов никаких не было, и ничего, научились, и они научатся».
Это ошибочное мнение!
Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если Вы заподозрили отставание ребенка в речевом развитии. Лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который, возможно, развеет Ваши сомнения и скажет, что у малыша все в порядке, или даст необходимые рекомендации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования речи.
Для того, чтобы Вы смогли правильно оценить уровень речевого развития своего малыша, предлагаем познакомиться с тем, как протекает речевое развитие ребенка в норме. Понятие нормы в данном случае весьма условно — не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка.

Показатели развития детской речи до 1 года

Показатели развития детской речи от 1 года до 2 лет

Показатели развития детской речи до 2 до 3 лет

Стимулируем речевое развитие крохи с пеленок

115

  • На что обратить внимание при развитии ребёнка в раннем возрасте?
  • Что нужно делать родителям, чтобы у малыша развивалась речь?

Мы подобрали самые эффективные игры для первых трех лет жизни ребенка. Используйте эти игры с указанного возраста, однако не отказывайтесь от них позднее. Некоторые игры могут быть полезным занятием на протяжении первых лет жизни крохи! Итак, вот какую программу домашнего развития можно предложить малышу.

Игры с ребенком первого года жизни

Ваш малыш еще совсем крошечный. На первый взгляд кажется, что о развитии речи пока говорить рано. Какая там речь, скажете Вы, если от него можно услышать только громогласное «уа!», а в минуты затишья и благостного настроения – «агу» да «ага», не считая прочих невнятных и маловразумительных звуков. Тем не менее, «маловразумительные звуки» – это уже зачатки формирования речи, и начинается оно задолго до появления первых слов. И уже на этом, самом первом этапе отчетливо видна основная функция речи – общение. Да-да, ваша кроха уже может и хочет с вами общаться!
Доступные новорожденному малышу формы общения – крик и мимика – универсальны: они выражают боль, радость, счастье, неудовлетворенность, голод, страх, жажду и желание «поговорить».  В обращенной к малышу речи, в первую очередь, важны ритм, интонация и громкость. Громкие резкие звуки вызывают у малыша  страх и, как следствие, – слезы, а вот ласковые ритмичные «потешки» или просто нежные слова – успокаивают, приносят радость, заставляют улыбаться.
Первые собственные голосовые реакции – крик и плач – появляются у ребенка с самого рождения. Это, конечно, еще не речь, но, издавая разнообразные звуки, малыш тренирует и развивает свой язык, губы, голосовые связки – настанет пора заговорить, а речевой аппарат уже готов к работе. Параллельно ребенок учится слушать и понимать человеческую речь. Так известно, что двухнедельный кроха успокаивается и перестает плакать, услышав обращенные к нему слова матери. 

Игры с малышом от 0 до 1 месяца

Игры с малышом от 1 до 2 месяцев

Игры с малышом от 2 до 3 месяцев

Игры с малышом от 3 до 4 месяцев

Игры с малышом от 4 до 5 месяцев

Игры с малышом от 5 до 6 месяцев

Игры с малышом от 6 до 7 месяцев

Игры с малышом от 7 до 8 месяцев

Игры с малышом от 8 до 9 месяцев

Игры с малышом от 9 до 10 месяцев

Игры с малышом от 10 до 11 месяцев

Игры с малышом от 11 до 12 месяцев

Игры с ребенком второго года жизни

Самый главный навык второго года жизни – это речь. Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному словарю – самостоятельной речи. Поэтому в первую очередь необходимо научить ребенка понимать речь.
Больше общайтесь с ребенком, называйте всё, что видите вокруг, действия людей и действия с предметами.
Разговаривать с маленьким ребенком нужно только о тех предметах, которые привлекают его внимание в этот момент, или о тех действиях, которые он совершает.  Например, купая малыша, нет смысла говорить об игрушках, лучше обратить его внимание на мочалку, мыло и полотенце.
Задавайте малышу вопросы и сами же отвечайте на них, комментируя свои действия и действия ребенка. Например, расстилая кроватку для малыша, приговаривайте: «Куда Ваня сейчас пойдет? В кроватку. Спать». Если сначала малыш говорил «Бай-бай», то через некоторое время на этот вопрос он начнет отвечать «Пать» («Спать»). Таким образом из речи будут постепенно вытесняться звукоподражания и лепетные слова.
Малыш, увлекшись игрой, начнет повторять за вами предложенные звуковые комплексы и упрощенные слова. И не важно, какого качества будут эти первые слова,  – важно, что они наконец-то прозвучат. Похвалите ребенка и порадуйтесь вместе с ним. 

Игры с малышом от 1 года

Игры с малышом от 1 года 3 месяцев

Игры с малышом от 1 года 6 месяцев

Игры с малышом от 1 года 9 месяцев

Игры с ребенком третьего года жизни

В возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи. После 2 лет малыши начинают с успехом пользоваться речью полноценно, заменяя жесты и упрощенные слова, происходит интенсивное развитие речевых функций: значительно увеличивается объем словаря, некоторые дети начинают правильно произносить слова, в соответствии со смыслом предложения изменяют их, употребляют не только простые, но и сложные предложения, начинают овладевать речью-описанием. Ребенок этого возраста многим интересуется, чаще обращается к взрослому с вопросами, что способствует совершенствованию диалогической речи. Речь становится средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.
Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. С помощью речи  ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему. Речь является показателем его достижений.
Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают не только в речевом, но и в общем развитии.
Поэтому целесообразно уделить особое внимание речевому развитию двухлетнего малыша. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Задача обогащения словаря и активизации речи должна решаться ежеминутно, ежесекундно, пронизывать все режимные моменты (пробуждения, одевания, купания, приема пищи, прогулки и пр.). Приучите себя проговаривать все действия, которые вы совершаете с ребенком.
Развивать речь двухлетнего малыша следует сразу в нескольких направлениях. И лучше это делать через игру. Постарайтесь сделать ваши занятия с малышом интересными и веселыми! 

Игры на расширение пассивного словаря

Игры на активизацию словарного запаса

Игры на формирование основ грамматики родного языка

Игры на развитие слухового внимания и фонематического слуха

Игры на развитие правильного речевого дыхания и голоса

Игры на развитие артикуляционной моторики и мимики

Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук

Если есть трудности в развитии речи малыша

82e

Когда стоит обратиться к логопеду

Советы логопеда

Когда следует говорить о задержке речевого развития

Нужны ли лекарства, если у ребенка проблемы с речью