Программно-методическое обеспечение инклюзивного образования

 

ОБ УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Семаго Н. Я.
Россия, г. Москва, ИПИО МГППУ

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

Реализация полноценного развития, образования и социальной адаптации ребенка с ОВЗ становится в полной мере возможной лишь в той ситуации, когда обеспечены все необходимые условия. В этом случае инклюзивная образовательная среда будет соответствовать имеющимся у ребенка с ОВЗ возможностям и ресурсам для полноценного «продвижения» по образовательной программе в соответствующей его возможностям динамике. При этом точно также будут удовлетворяться образовательные потребности других детей, включенных в инклюзивный процесс.

Определение необходимых и адекватных возможностям ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида  условий образования опирается на Закон об образовании РФ (вступает в силу с сентября 20013 года, принят на заседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике) и другие документы.

В Законе об образовании введены следующие понятия:

Инклюзивное образование ‒ обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Определение условий для получения образования возложено на  психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК).

В рамках московского законодательства нормативным актом, регулирующим образование лиц с ОВЗ, в том числе определяющим необходимые условия для его реализации, является Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г. № 16 .

Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ОВЗ (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, 2010). В нем говорится о том, что нужно дать интегральное (обобщенное) описание совокупности условий, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ, структурированное по сферам ресурсного обеспечения. Вместе с тем отмечается, что подобная система требований должна включать в себя специфические компоненты в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ в целом и для каждой категории отклоняющегося развития в отдельности.

В конечном итоге, отмечается в Проекте, интегративным результатом реализации указанных требований должно быть:

создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально  комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся (Проект СФГОС, 2010).

Значительное разнообразие категорий детей с ОВЗ, включающих в себя в том числе и наличие или отсутствие инвалидности, определяет и значительную вариативность специальных образовательных условий, распределенных по различным ресурсным сферам (материально-техническое обеспечение, кадровое, архитектурные условия, информационное, программно-методическое и т.п.).

Таким образом, можно говорить о целостной системе специальных образовательных условий: начиная от предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до частно-специфических и индивидуально-ориентированных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями.

Совершенно очевидно, что в каждом отдельном конкретном случае вся спецификация специальных образовательных условий будет проявляться на всех «уровнях» ‒ от общеспецифических до индивидуально-ориентированных. Таким образом можно представить всю совокупность условий в виде «матрешки», где каждый из предыдущих «уровней» условий включается-проявляется в   последующих.

При этом в обобщенном виде специальные образовательные условия, необходимые для детей с ОВЗ всех категорий, вариантов, форм и выраженности отклоняющегося развития,  подразделяются на1:

  • Нормативно-правовое обеспечение образовательного и воспитательного процесса.
  • Наличие доступной сети образовательных учреждений (включающих как общеобразовательные, так и специальные коррекционные образовательные учреждения). Реализация этого общего условия позволяет обеспечить для ребенка максимально адекватный при его особенностях развития образовательный маршрут, позволяет максимально полно и ресурсоемко обеспечить обучение и воспитание ребенка.
    Важным компонентов этого условия является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности.
  • Финансово-экономические условия
    Эти условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения всех требований и условий, включенных в индивидуальную образовательную программу, включая прописанный в ней штат специалистов, реализующих сопровождение, обучение и воспитание ребенка с ОВЗ, а также обеспечивать эффективную реализацию самого образовательного маршрута. Финансово-экономические условия должны обеспечивать достижения планируемых в ИОП результатов.
  • Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса
  • Организационные и организационно-педагогические условия
    В целом этот компонент условий ориентирован на полноценное и эффективное освоение образовательной программы всеми учащимися инклюзивной группы/класса. В первую очередь должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса – создание психолого-медико-педагогического консилиума ОУ, организация координации членов консилиума, членов территориальной ПМПК и педагогического коллектива образовательного учреждения в целом. Также должна быть организована система взаимодействия и поддержки со стороны «внешних» социальных партнеров – методического центра, ППМС-центра, общественных организаций. В рамках создания организационно-педагогических условий должен быть сформирован адекватный запрос на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, так и через организацию взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности. Непосредственно в рамках образовательного процесса необходимо создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной  учебной мотивации. Обязательно применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного материала (в рамках разработки адаптированной образовательной программы). 
  • Кадровое обеспечение
    Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают следующие положения:

    • укомплектованность образовательного учреждения педагогическими и руководящими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
    • уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;
    • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и клинической детской психологии;
    • включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ I‒VIII видов.
  • Материально-техническое обеспечение (включая архитектурное)
    Материально-техническое, в том числе информационное, оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность создания и использования информации с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет  и др.).
    Как одно из важных условий материально-технического плана должно быть обеспечение проведения массовых мероприятий, собраний, представлений с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении, а также безбарьерная (архитектурная) среда для организации отдыха и питания с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в данном учреждении.

При этом следует понимать, что для различных категорий детей с ОВЗ, в зависимости от их особенностей, каждый из приведенных выше компонентов специальных условий, обеспечивающих реализацию необходимого уровня и качества образования, а также необходимую социализацию этой категории детей,  должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном объеме. Аналогичным образом можно оценить представленность всей спецификации специальных образовательных условий  для различных категорий детей с ОВЗ, что и проявляется в соответствующей атрибутивности обще- и частноспецифических и индивидуально-ориентированных образовательных условий получения образования и социализации различных категорий детей с ОВЗ, включаемых в инклюзивную образовательную практику.

Соответственно, могут быть обозначены и другие «уровни» специальных образовательных условий. Так, общеспецифическими образовательными условиями следует рассматривать такие условия, которые должны  обеспечивать создание и эффективное функционирование адаптивной образовательной среды для отдельных категорий детей с ОВЗ. К таким категориям относятся дети с вариантами дефицитарного развития – нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также дети с различной степенью выраженности интеллектуального недоразвития (тотальными и парциальными недостатками всех компонентов познавательной деятельности, в том числе с тяжелыми нарушениями речи), с различными соматическими заболеваниями, влекущими за собой необходимость создания необходимой адаптивной среды, а также дети с выраженными поведенческо-эмоциональными расстройствами, в том числе дети с различной степени выраженности расстройствами аутистического спектра.

В свою очередь в качестве частноспецифических следует рассматривать условия, обеспечивающие создание и эффективное функционирование адаптивной образовательной среды для различных групп детей с ОВЗ какой-либо определенной категории, в соответствии с уровнем имеющихся у них функциональных дефицитов и нарушений.

Очевидно, что в зависимости от уровня того или иного дефицита (слуха, зрения, особенностей нарушения опорно-двигательного аппарата и т.п.), а также от вида и степени выраженности поведенческих нарушений, соматических заболеваний одна и та же группа условий, один и тот же вид условий должны значительно варьироваться, что и определяет их различие при одной и той же категории отклоняющегося развития.

В свою очередь, говоря об индивидуально-ориентированных образовательных условиях, их можно рассматривать  как частноспецифические условия, которые «проявляются» в индивидуальной форме, обеспечивая эффективную адаптивную среду для данного ребенка, «включаемого» в инклюзивную образовательную среду. Таким образом, на всех «уровнях» предлагаемых условий, в первую очередь при создании индивидуально-ориентированных условий реализации образовательного процесса для конкретного ребенка с какими-либо ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями, «проявляется» вся общая спецификация специальных образовательных условий, которая каждый раз должна быть модифицирована, индивидуализирована в соответствии с возможностями и особенностями данного ребенка. Именно такой процесс варьирования, индивидуализации специальных условий реализации заданного индивидуального образовательного маршрута должен лежать как в основе деятельности психолого-медико-педагогических комиссий – в его итоговом заключении, определяющем образовательный маршрут и условия его реализации, так и в деятельности консилиума образовательного учреждения. Наиболее важно, чтобы подобным образом разрабатываемые условия были включены в индивидуальную образовательную программу (для детей дошкольного возраста – индивидуальная программа развития) в качестве одного из ее компонентов. Точно также важно, чтобы в процессе оценки эффективности реализации ИОП было уделено место оценке качества и полноты создания для данного ребенка с ОВЗ условий полноценного включения его в образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями.

В этой ситуации необходимо говорить не только об условиях, которые определяет ПМПК как  необходимые для социальной  адаптации и обучения конкретного ребенка с ОВЗ, но и о критериях, на основе которых ребенок включается в образовательное учреждение. Ведь очень многим детям с ограниченными возможностями здоровья не требуется создания специальных образовательных условий. С нашей точки зрения, при выработке этих  критериев необходимо опираться не на нозологический принцип, а отталкиваться от особых образовательных потребностей детей и собственно специфических условий, необходимых для социальной и образовательной адаптации ребенка.

Среди множества условий можно выделить те, которые и будут определяться потребностями конкретного ребенка. Наш опыт деятельности в ПМПК позволяет выделить следующие критерии:

  • невозможность адаптации в ОУ без создания адаптированной образовательной программы и /или;
  • невозможность адаптации, в том числе образовательной, в ОУ без сопровождения тьютора и /или;
  • невозможность адаптации, в том числе образовательной, в ОУ без создания безбарьерной среды;
  • невозможность адаптации без применения специальных  технических средств обучения.

Так, например, материально-техническое обеспечение для детей с нарушениями слуха и зрения обеспечивается за счет реализации  такой важной для их обучения и воспитания составляющей, как технические средства обучения, в то время как для детей с различными расстройствами аутистического спектра ТСО не будут иметь такого превалирующего значения. В то же время для последних «центр тяжести» специальных условий будет сдвигаться на наличие специальным образом подготовленных сопровождающих (тьюторов) и другие организационно-педагогические условия. А для детей с ДЦП (при отсутствии сопутствующих нарушений слуха или зрения) на первый план, помимо создания безбарьерной архитектурной среды как важнейшего для них условия, выходят особенности построения программно-методического обеспечения, в частности организация педагогического процесса в соответствии с операционально-деятельностными возможностями ребенка в рамках создания адаптированной образовательной программы.

Таким образом, именно особые образовательные потребности ребенка определяют необходимость в рекомендации по созданию при включении его в образовательный процесс одного или нескольких из перечисленных условий.


1 В описании  условий и требований в организации адаптивной образовательной среды использованы подходы и материалы Проекта специального федерального государственного стандарта начального школьного образования (Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, 2010).

2 Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (Закон «Об образовании в РФ»).